История возникновения карт Таро

Человеку, только начинающему знакомиться с таро, будет казаться будто история таро настолько запутана и не ясна, что лучше даже не пробовать разбираться. Особенно большую лепту в запутывание вносят различные аферисты,  участники различных шоу и просто откровенные фрики.

Я не буду скрупулезно перечислять даты , авторов, прочие не интересные и известные вещи.

Таро Висконти-Сфорца

Первая известная колода датируется XV веком, и появилась она в Италии. Предположительно, ее создали для герцога Милана Сфорца. Сейчас существует современное издание этой колоды под названием “Таро Висконти-Сфорца”

Современный вид восстановленного таро Висконти-Сфорца.

Так вот, если взглянуть на карты этой колоды, напомню- старейшей из известных колод таро, о мы увидим чисто европейские сюжеты, присущие эпохе средневековья. Мало того, мы видим христианские мотивы в рисунках автора- ангел, благославляющий союз мужчины и женщины, крылатый дьявол с многоликим лицом.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что таро- продукт средневековой европейской культуры. Так зачем же многие “эзотерики” напускают туман? Для того, что бы создать свою личную теорию и приобрести от этого дивиденды- авторитет, популярность, придание своей персоне ореола посвященности в некие тайны бытия.

Египетское таро

Первые связи египетской культуры начали искать еще в XIX веке французские эзотерики. Наибольший вклад в развитие этой теории внес Папюс. Он провел свои, зачастую не логичные, рассуждения , смыслом которых было предание христианским сюжетам египетский характер, просто подменяя смысл значения карт.

Позднее Папюс издал свою колоду карт, просто придав христианской Папессе(считается что это прототип женщины- папы Иоанна, с другой стороны это просто образ монахини) образ египетской богини Исиды.

Вот каноническое изображение Жрицы(Папессы)- головной убор представляет собой папскую тиару, а не рогатую шапку в Папессы в колоде Папюса.

Но придание колоде карт египетского происхождения практически ничего не поменяло в значениях карт. Мало того, читая “Предсказательное таро” Папюса, складывается впечатление, что автор хотел придать своему труду пафоса и некой таинственности, нежели пытался составить действительно содержательный труд о таро. Из чего я делаю вывод, что “египетское происхождение” таро всего лишь мистификация. Современные художники умело развивают это суррогатное течение, издавая подобные “египетские карты”:

Современная колода египетского таро- всего лишь стилизация.

 

Таро Уэйта

И вот , в 1910 году Артур Уэйт выпускает свою колоду таро, нарисованную художницей Памелой Смит. Я не буду сейчас писать общеизвестную информацию об этой колоде. Стоит отметить, что она оказала огромное воздействие на развитие таро, и большинство современных колод либо копируют либо клонируют эту колоду.

Верховная жрица, она же Папесса в таро Уэйта.

 

И вот, что мы видим- от христианского рисунка первых колод практически ничего не осталось. Книга в руках женщины превратилась в Тору, папская тиара сменилась рогатой шапкой Исиды(три фазы луны символически), на заднем фоне появились колонны Боаз и Яхин храма Соломона в Иерусалиме. Отсылки к каббале появились задолго до Уэйта, но именно он привнес каббалистический символизм в таро столь массово.

Привязка колоды таро к каббале вывело ее на качественно иной уровень, из обычного гадания к магическому ритуальному смыслу.  Так же Уэйт написал книгу своих значений к картам – “Иллюстрированный ключ к таро”, на мой взгляд приносящую еще больше тумана в понимание значений.

Вот умеренность в Марсельском таро- смысл карты достаточно прозаичен- разбавь вино водой, будь умерен в выпивке. Карта символизировала воздержание, бережливость.

А это Умеренность у Уэйта

И вот какой смысл он предает этой карте в своем “Иллюстрированном ключе”:

“Крылатый ангел со знаком солнца на челе и заключенным в квадрат треугольником на груди – знаком семерицы. Я говорю о нем в мужском роде, хотя сама по себе фигура не является ни мужской, ни женской. Считается, что ангел переливает из чаши в чашу субстанции жизни. Одна его нога стоит на земле, другая погружена в моду, наглядно указывая на природу этих субстанций. Прямой путь ведет к далеким холмам на краю горизонта, где сияет яркий свет, в котором просматриваются неясные очертания короны. В этом заключена некая часть тайны Вечной Жизни, насколько она доступна для человека в его нынешней инкарнации. Тем самым опровергаются все прочие общепринятые символы.

Есть также иные общепринятые значения, связанные со сменой времен года, вечным коловращением жизни и даже с сочетанием обеих этих идей. Более того, неверно утверждение, будто эта фигура символизирует гения солнца, хоть и является аналогией солнечного света, реализуемой в третьей составной части нашей человеческой тройственности. Название Умеренность весьма удачно, ибо, всецело завладевая нашим сознанием, этот символ умеряет, сочетает и гармонизирует духовную и материальную природу человека. Пребывая под ею владычеством, рассудочная часть нашей сущности в какой-то мере осознает, откуда мы пришли и куда идем.

Прорицательные значения: Экономия, умеренность, бережливость, управление, приспособление. Перевернутая карта: Все, что связано с церковью, религией, сектами» саном священника, – иногда даже сам священник, который женится на Вопрошающей; также разрыв, неудачное печение обстоятельств, соперничество интересов.”

Общий вывод

Именно Уэйт придал ту глубину и системность картам, с одной стороны придав богатое поле для трактовок и дальнейшего развития возможных значений. В то же время он завершил привязку значений карт,  в особенности Старших Арканов к каббале, связав гадательный инструмент и магию. Я намеренно не стал разбирать в этой статье изыскания Ордена Золотой Зари, членом которого был Уэйт, об этом я напишу в другой статье более подробно.

 

 

 

 

 

 

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *